«Прощание»
Реж. Лулу Ванг
Кино для взрослых (в смысле, сформировавшихся в муках взросления, а не просто получивших паспорт) людей, исчезающий вид в кинотеатрах. «Прощание» — снятый американскими силами рассказ о большой китайской семье, разлетевшейся когда-то по миру (кто в Америке, кто в Японии), а теперь собравшейся на родине, чтобы справить свадьбу и повидаться с бабушкой-матриархом. Читайте рецензию:
«Мысленный волк»
Реж. Валерия Гай Германика
Криптограмма про ад и рай, оригинальная, невыносимая и, кажется, обреченная на непонимание, как массовым, так и вполне себе подготовленным зрителем. Юрий Арабов написал по заказу Валерии Германики сценарий (она просто дала ему тему: «Идут две девушки по темному лесу, а за ними плетется волк»), запретил вносить правки, а она поставила фильм. Как будто на спор. Главное, о чем стоит предупредить потенциальных зрителей «Мысленного волка», это, конечно, никакой не хоррор, как его аттестуют прокатчики. Не страшно ни секунды, несмотря на дрожащий под гнетом невидимого зверя домик и деланный ужас героинь. Но местами любопытно и часто странно — в чем-то смахивает на аллегорическую ахинею «мамы!» Даррена Аронофского, от которой многие, помнится, были в восторге. К тому же авторы экономят ваше время: 70 минут, спасибо им за это.
«Малефисента: Владычица тьмы»
Реж. Хоаким Роннинг
Вслед за Вуди Алленом вышел еще один фильм про Эль Фаннинг, претерпевающую разного рода притязания — на сей раз магического характера. Злая ведьма в исполнении Анджелина Джоли снова что-то от нее хочет. Цифровые рога, нарисованные скулы, много новых эффектных нарядов — как показ мод и достижений техники это все безусловно интересно. Да и Джоли, кажется, не снималась почти пять лет. Ради нее можно вытерпеть и совершенный сказочный сумбур, который захватит кинотеатры в грядущие школьные каникулы.
«Зеленее травы»
Реж. Жослин ДеБоэр, Доун Люббе
Черная-пречерная и к тому же сюрная комедия про пригород, отчаянных домохозяек, ужасы материнства, сломанные брекеты и превращающихся в собак детей. 95 минут безумия и сводящих челюсти улыбок в атмосфере всеобщего помешательства. Энергичная пробежка по фильмографиям Дэвида Линча, Уэса Андерсона, Ричарда Келли и много кого еще. Американская критика в восторге.
«Матрица»
Реж. Лана Вачовски, Лилли Вачовски
Широкий театральный прокат проверенных хитов стал в этом году обычным делом. Ностальгия хорошо продается, а один старый фильм, как известно, лучше новых двух. Но феномен «Матрицы» в этом контексте особенно занятен. После выхода в 1999-м (это был великий киногод — так что помимо «Матрицы» в 2019-м перевыпускают еще двух ее ровесников: «Бойцовский клуб» Финчера и «С широко закрытыми глазами» Кубрика) столько воды утекло. Фильм обзавелся двумя спорными продолжениями, киберпанк несколько раз умирал и возрождался, режиссеры сильно изменились, а Киану Ривз — ни на йоту. А сам повторный прокат выглядит началом промокампании перезапуска трилогии — грядет «Матрица-4».
«Джуди»
Реж. Руперт Гулд
В Голливуде как в космосе — никто не услышит твой крик. Актриса Джуди Гарленд была и осталась показательным примером жертвы террора студийной системы, старлеткой, у которой вроде бы получилось, но что-то всё равно пошло не так. Роль стремительно увядающей (Гарленд скончалась в 47 лет) звезды «Волшебника страны Оз», матери Лайзы Миннелли, исполнила Рене Зеллвегер, наверняка одолжившая у Кристиана Бэйла ключи от какой-то волшебной будки трансформаций. Говорят, «Оскар» за перевоплощение для Зеллвегер не за горами.
«Андрей Тарковский. Кино как молитва»
Реж. Андрей А. Тарковский
Документальный фильм, сделанный сыном режиссера, Андреем Андреевичем Тарковским, — прекрасный подарок всем поклонникам легендарного автора. В работу вошли не издававшиеся ранее записи интервью и кинокадры.
«Прачечная»
Реж. Стивен Содерберг
Что за времена! Развалясь на диване, можно наслаждаться премьерами фильмов из Венецианского конкурса. Netflix всю осень будет транслировать в гостиные и смартфоны фильмы, которые вроде бы требуют большого экрана — хотя в случае со Стивеном Содербергом это, конечно, не столь очевидно. Содерберг всегда был ерничающим анархистом, так что его кино о современной экономике тотального обмана едва ли способно удивить истинных поклонников режиссера. И тем не менее, эта упругая экранизация телефонной книги (жанр, в котором режиссер преуспел) увлекает не на шутку. Рассказать о «панамском досье» и офшорах и не усыпить — это нужно уметь.
Содерберг постарался и даже перестарался — сделал кино про мошенников с переодеваниями, конферансом Гэри Олдмена (он феноменально изображает наследственный немецкий акцент) и Антонио Бандераса и чуть ли не музыкальными номерами. С Мерил Стрип в роли «обычного человека»! Как это и бывает последнее время с Содербергом, он тараторит — как будто поспорил с кем-то, что сможет рассказать обо всем именно за полтора часа. Так что «Прачечная» прямо-таки настаивает на повторном просмотре, а значит, Netflix — все-таки не самый плохой вариант для премьеры.
«Раны»
Реж. Бабак Анвари
И еще один условно фестивальный подгон от платформы на букву N. «Раны» — единственный фильм с логотипом Netflix, показанный в этом году в Каннах. Было это в параллельной программе «Двухнедельник режиссеров». Бабака Анвари после псевдоиранского хоррора «В тени» назначили перспективным, но «Раны», увы, совершенно его дискредитируют. По аннотации это мог бы быть дельный хоррор. В конце концов, это история про ночного бармена, для которого каждый день — праздник с риском для жизни. Был шанс превратить «Раны» в производственную драму о кошмарах алкоголизма — от него, и правда, несет липким запойным потом — но Анвари этот шанс доблестно проигнорировал. Бармена играет Арми Хаммер, его девушку-миллениала Дакота Джонсон. По дому этой условно счастливой пары разбросаны пророчества грядущей катастрофы: на столе томик Кафки, на стенах плакат «Фотоувеличения» и картины с тараканами, в ноутбуке девушки — дипломная работа о «Полых людях» Т.С. Элиота. Эпиграф Анвари взял из Джозефа Конрада. Вкупе с Элиотом это вроде бы должно неизбежно вести к «Апокалипсису» Копполы, но визуальной поэзии тут маловато. От фильма разит телевизором: это слишком громко и слишком тупо — хорошо смотреть с банкой пива в руке. Как и от большинства хоррор-фильмов Netflix, от «Ран» разит недоделанностью.